Регистрация на образовательную программу продлена до 3 марта.
Список участников программы будет опубликован не позднее 5 марта.
Список участников образовательной программы
поиск ведётся по ID личного кабинета (начинается на 1001...)
Проходные баллы: 7 класс — 63 балла, 8 класс — 70 баллов.
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Программы прошлых лет: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016
Образовательная программа была направлена на обеспечение равных возможностей, независимо от региона проживания, участникам программы, проявившим способности в области физики на региональном уровне, в достижении федерального топ уровня. Актуальность программы определяется повышением требований к современному физическому образованию, усилению роли физики в решении задач технической модернизации производства, возрастанию спроса на высококвалифицированных специалистов с физическим образованием.
Профильный модуль был направлен на обучение участников с учетом их уровня подготовленности различным разделам физики углубленного уровня. Изучаемые темы предполагали наличие у участников хороших знаний школьных курсов механики – 7 класс, основ термодинамики и электродинамики – 8 класс.
В рамках Программы школьники изучили теоретический материал по темам:
7 класс
1. Средняя скорость. Механическое движение. Относительность движения. Графики движения. Кинематические связи
2. Системы пружин. Системы блоков. Правило моментов. Центр тяжести. Давление
3. Масса. Плотность
4. Давление жидкости. Сила давления. Сообщающиеся сосуды. Изменение уровня жидкости. Сила Архимеда. Плавание тел. Статика с элементами гидростатики
5. Работа силы. Мощность. Энергия. Метод виртуальных перемещений
8 класс
1. Механическое движение. Графики. Относительность движения. Кинематические связи
2. Системы пружин. Системы блоков. Правило моментов. Давление. Центр масс
3. Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды. Изменение уровня жидкости. Сила Архимеда. Статика с элементами гидростатики
4. Работа силы. Мощность. Энергия. Метод виртуальных перемещений
5. Постоянный ток. Расчет сопротивлений. Электроизмерительные приборы. Методы расчет разветвленных цепей. Работа и мощность тока. Нелинейные элементы
6. Уравнение теплового баланса. Фазовые переходы. Тепловые потери. Теплопроводность
Изучение теоретического материала сопровождалось выполнением практических задач олимпиадного уровня сложности. Учащиеся получили опыт анализа физических явлений, соотнесения изучаемого теоретического материал с практическими явлениями, решения теоретических задач, приобрели навыки выполнения практических работ, включая выбор стратегии проведения экспериментального мини-исследования, сборку экспериментальной установки, проведение измерений, обработку экспериментальных данных, получение и анализ физического результата.
В рамках программы прошли туры заключительного этапа Олимпиады по физике имени Дж.К. Максвелла.
Заключительный этап. Теоретический тур
Заключительный этап. Экспериментальный тур
Список участников регионального этапа олимпиады имени Дж. К. Максвелла
поиск ведётся по ID личного кабинета (начинается на 1001...)
Необходимо было набрать не менее 55% на учебно-отборочном курсе и не менее 30 баллов на тестировании.
Отбор участников образовательной программы осуществляется по рейтингу, составленному на основании баллов, набранных на региональном этапе олимпиады Максвелла (январь 2024 года).
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников по физике имени Максвелла 2024 года к участию в региональном этапе Олимпиады допускаются:
– участники муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике текущего учебного года, выступающие за 7-й или 8-й класс, набравшие необходимое для участия в региональном этапе олимпиады число баллов, установленное организатором регионального этапа олимпиады;
– участники дистанционного учебно-отборочного курса Образовательного центра «Сириус», успешно прошедшие данный курс и дистанционное тестирование. В количестве не более 5 человек, если число участников по параллели в регионе не превышает 50 человек, и не более 10% от числа участников, если число участников по параллели в регионе превышает 50 человек;
– победители регионального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие освоение основных образовательных программ основного общего образования в классе не старше 8-го в текущем учебном году.
Регистрация для участников учебно-отборочного курса открыта до 10 декабря.
Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 30 ноября по 23 декабря.
В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование с целью отбора на региональный этап олимпиады Максвелла будет проведено 23 декабря.
Школьники, которые уже являются участниками регионального этапа Олимпиады Максвелла 2023/2024 учебного года, могут пройти учебно-отборочный курс, но без участия в дистанционном тестировании.
Список участников регионального этапа олимпиады Максвелла, по итогам дистанционного учебно-отборочного курса и дистанционного тестирования, будет опубликован 26 декабря.
Регистрация для победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ по физике 2023/2024 года, победителей регионального этапа олимпиады Максвелла 2023 года (за 7 класс) открыта до 18 февраля.
Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании рейтинга участников регионального этапа Олимпиады Максвелла по физике 2023/2024 учебного года.
Протоколы, содержащие баллы участников регионального этапа Олимпиады, должны быть загружены региональными организаторами Олимпиады в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, в срок до 12 февраля.
По итогам анализа Протоколов определяется минимальный (пороговый) балл (по каждому классу), необходимый для участия в образовательной программе.
Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован не позднее 21 февраля.
Проректор по учебной работе и довузовской подготовке Московского физико-технического института, председатель методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по физике, руководитель национальной команды на международной олимпиаде по физике, кандидат физико-математических наук
Студент 3 курса Московского физико-технического института, член жюри регионального этапа ВсОШ по физике, член жюри финала олимпиады им. Максвелла по физике
Учитель Лицея №153 гор. Уфы, заслуженный учитель Республики Башкортостан
Студентка 4 курса Московского физико-технического института
Тренер-преподаватель ООО «Энтер груп»
Методист и преподаватель по физике онлайн-школы Фоксфорд, преподаватель по физике Заочной физико-технической школы МФТИ, призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике и перечневых олимпиад по физике и математике («Физтех», «Росатом», «Курчатов»), член жюри олимпиады Максвелла и регионального этапа ВсОШ по физике
Учитель физики Школы №58, Лицея Воробьевы горы, лауреат премии главы Республики Мордовия, обладатель благодарности главы Республики Мордовия и почетного знака главы Республики Мордовия «За личный вклад в развитие Республики Мордовия»
Преподаватель Олимпиадных школ МФТИ, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
Студент 1 курса Московского физико-технического института, призёр ВсОШ по физике(2021, 2022, 2023) и астрономии (2022), золотой, серебрянный и бронзовый медалист IEPhO, Серебряный медалист IZhO 2023, член жюри заключительного этапа ВсОш по физике
Студентка 3 курса Московского физико-технического института, двукратный призер Всероссийской олимпиады школьников по физике, призер Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотая медалистка международной Жаутыковской олимпиады
Инженер-исследователь федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», учитель физики лицея №5, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике и Олимпиады имени Максвелла
Стажёр-аналитик Яндекса
Преподаватель кружка по олимпиадной физике Лицей научно-инженерного профиля, член ЦПМК и ВСОШ по физике, автор олимпиадных задач
Учитель физики, кандидат физико-математических наук, член ЦПМК и ВСОШ по физике, автор олимпиадных задач
Заведующая кафедрой физики и астрономии специализированного учебно-научного центра Уральского Федерального университета имени Б.Н. Ельцина (СУНЦ УрФУ), председатель жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады по физике имени Максвелла, член оргкомитета Международного турнира юных физиков, почетный работник общего образования РФ
Учитель физики, член центральной предметно-методической комиссии заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, победитель конкурса «Лучший учитель–предметник Московской области» (2018), кандидат физико-математических наук
Сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института, учитель физики физтех-лицея имени П.Л. Капицы, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, лауреат премии Президента России (2019)
Заместитель декана факультета общей и прикладной физики Московского физико-технического института, доцент, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (10 класс), член жюри заключительного этапа Олимпиады по физике имени Максвелла (8 класс), кандидат физико-математических наук
Ассистент кафедры общей физики Московского физико-технического института (национальный исследовательский университет), член жюри ВСОШ по физике
Преподаватель кафедры общей физии МФТИ, преподаватель Отделения физики и Олимпиадных школ МФТИ, руководитель сборной олимпиады стран СНГ «Лаборатория подготовки талантов», член жюри заключительного этапа олимпиады им. Максвелла и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
Преподаватель кружка по физике АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы, студент 1 курса Московского физико-технического института, абсолютный победитель IEPhO, призер заключительного этапа ВсОШ по физике, победитель МОШ по физике, бронзовая медаль IZhO по физике
Заведующий кафедрой физики АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы. Сотрудник учебно-методической лаборатории по работе с одаренными детьми МФТИ. Член жюри заключительного этапа ВсОШ по физике
Студент 4 курса Московского физико-технического института
Тренер по биологии национальной сборной РФ на международной естественнонаучной олимпиаде юниоров (IJSO), обладатель гранта Президента за подготовку победителей IJSO
Техник лаборатории прикладных нанотехнологий МФТИ, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, олимпиады имени Дж. Кл. Максвелла, серебряный призер Всероссийского студенческого турнира физиков (2022 г.)
Студент 4 курса Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, лаборант СУНЦ УрФУ
Преподаватель физики высшей категории лицея №39 г. Озёрска Челябинской области,член ЦПМК, один из создателей и постоянный участник физической школы «Рысь», член региональной комиссии по проверке регионального этапа Всероссийской олимпиады по физике, эксперт по проверке ЕГЭ, многократный лауреат премии фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых»
Преподаватель физики высшей категории лицея №39 г. Озёрска (Челябинская область), руководитель городского методического объединения учителей физики, организатор и эксперт по проверке ОГЭ, член региональной комиссии по проверке регионального этапа олимпиады по физике имени Максвелла, постоянный преподаватель физической школы «Рысь»
Ведущий инженер-программист Национального исследовательского ядерного университета МИФИ
Учитель физики АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы, член жюри заключительного этапа олимпиады имени Максвелла, заслуженный учитель Российской Федерации
Студентка 3 курса Московского физико-технического института, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, жюри заключительного и регионального этапов олимпиады по физике им. Дж. Кл. Максвелла
Студент 4 курса Московского физико-технического института
Учитель физики и астрономии СУНЦ УрФУ, член жюри муниципального и регионального этапа ВСОШ по физике, член жюри заключительного этапа Олимпиады им. Максвелла
Студент 1 курса магистратуры Московского физико-технического института
Доцент кафедры материаловедения и физики металлов Уфимского университета науки и технологий, председатель жюри региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике и Олимпиады имени Дж.К.Максвелла, член жюри заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике и по астрономии, тренер сборной Республики Башкортостан по физике и астрономии, кандидат технических наук
Студент 3 курса Московского физико-технического института
Преподаватель Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации, учитель высшей категории, эксперт содержательной части ЕГЭ по физике, член жюри школьников по физике и Олимпиады имени Дж.К. Максвелла
Положение об Апрельской образовательной программе по физике
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Апрельской образовательной программы по физике Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Образовательная программа по физике проводится в Образовательном центре «Сириус» (далее — образовательная программа, Программа) с 6 по 26 апреля 2024 года.
Тип программы: учебная программа.
1.3. В образовательной программе могут принять участие школьники 7–8 классов из всех регионов России, успешно выступившие на региональном этапе олимпиады по физике имени Дж. К. Максвелла (далее – олимпиада Максвелла).
1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств.
Конкурсный отбор и преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.
1.5. Общее количество участников образовательной программы: не более 150 человек.
1.6. В течение всего периода обучения в общеобразовательной организации школьник может принять участие не более чем в трех учебно-региональных программах и не более чем в двух научных программах.
1.6.1. Школьники, которые исчерпали свою квоту в 2022/2023 учебном году по любому из типов образовательных программ (учебная региональная или научная), могут принять участие в этом типе образовательных программ еще один раз в переходный период в течение 2023/2024 учебного года.
1.7. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне установленных сроков.
1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора или образовательной программы.
1.10. Школьник, независимо от результатов конкурсного отбора, может быть отчислен с Программы в случае, если им не усваиваются материалы образовательной программы.
1.11. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы:
– раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве;
– обеспечение школьникам, проявившим свой талант на региональном уровне, равных, независимо от региона проживания, возможностей для развития таланта и его проявления в творческих проектах, конкурсах и соревнованиях федерального и международного уровня.
2.2. Задачи Образовательной программы:
– организация практики выполнения участниками Программы творческих заданий и заданий высокого уровня сложности, а также освоения необходимых для этого разделов профильных учебных предметов на углубленном уровне;
– расширение кругозора участников Программы в спектре естественных наук и их приложений;
– повышение мотивации школьников к текущим занятиям в рамках Программы и дальнейшим занятиям вне рамок Программы;
– вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Сириуса и его региональных партнеров, действующую вне рамок Программы;
– ориентирование участников Программы на дальнейшее поступление в ведущие образовательные организации высшего образования России на специальности, важные с точки зрения Стратегии научно-технологического развития страны;
– ориентирование участников Программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядка отбора школьников на профильные программы Фонда по направлению «Наука».
3.2. Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников по физике имени Максвелла 2024 года к участию в региональном этапе Олимпиады допускаются:
– участники муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике текущего учебного года, выступающие за 7-й или 8-й класс, набравшие необходимое для участия в региональном этапе олимпиады число баллов, установленное организатором регионального этапа олимпиады;
– участники дистанционного учебно-отборочного курса Образовательного центра «Сириус», успешно прошедшие данный курс и дистанционное тестирование. В количестве не более 5 человек, если число участников по параллели в регионе не превышает 50 человек, и не более 10% от числа участников, если число участников по параллели в регионе превышает 50 человек;
– победители регионального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие освоение основных образовательных программ основного общего образования в классе не старше 8-го в текущем учебном году.
3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет открыта
– до 10 декабря 2023 года для участников учебно-отборочного курса;
– до 18 февраля 2024 года для победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ по физике 2023/2024 учебного года, победителей регионального олимпиады Максвелла 2023 года (за 7 класс).
3.4. Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 30 ноября по 23 декабря 2023 года.
3.4.1. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование с целью отбора на региональный этап олимпиады Максвелла будет проведено 23 декабря 2023 года.
3.4.2. По итогам дистанционного учебно-отборочного курса и обязательного дистанционного тестирования будут определены участники регионального этапа олимпиады Максвелла, который пройдет в субъектах Российской Федерации в январе 2024 года.
3.4.3. Список участников регионального этапа олимпиады Максвелла, по итогам дистанционного учебно-отборочного курса и дистанционного тестирования, будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» 26 декабря 2023 года.
3.5. На образовательную программу приглашаются учащиеся 7-х и 8-х классов из всех регионов РФ в соответствии с рейтингом, составленным на основании результатов регионального этапа олимпиады Максвелла 2024 года (не более 75 человек по 7 классу и не более 75 человек по 8 классу). Точное количество приглашенных по каждому классу устанавливается только после подведения итогов регионального этапа и зависит от числа участников, набравших одинаковое количество баллов.
3.6. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании рейтинга участников регионального этапа Олимпиады Максвелла по физике 2023/2024 учебного года.
3.7. Рейтинг участников Олимпиады формируется на основании итоговых протоколов проверки работ участников Олимпиады в параллелях 7–8-х классов (далее – Протоколы).
3.8. Протоколы, содержащие баллы участников регионального этапа Олимпиады, должны быть загружены региональными организаторами Олимпиады в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, в срок до 12 февраля 2024 года.
3.9. Указанные Протоколы упорядочиваются в порядке убывания баллов, набранных участниками Олимпиады, в результате чего формируются рейтинговые списки участников Олимпиады для 7 и 8 классов.
3.10. По итогам анализа Протоколов определяется минимальный (пороговый) балл (по каждому классу), необходимый для участия в образовательной программе.
3.11. В случае отсутствия Протоколов регионального этапа Олимпиады в государственном информационном ресурсе о детях, проявивших выдающиеся способности, школьники из данного субъекта Российской Федерации не могут быть допущены к участию в конкурсном отборе на образовательную программу.
3.12. В случае, если не из всех регионов к 12 февраля Протоколы будут загружены в государственный информационный ресурс, Координационный совет может увеличить количество учащихся, приглашаемых для участия в образовательной программе, из тех регионов, которые своевременно представили Протоколы. При этом приглашение дополнительных участников образовательной программы осуществляется строго на основании рейтинга участников Олимпиады.
3.13. Дополнительно могут быть приглашены (не более 5 участников в каждом из классов) победители регионального этапа олимпиады Максвелла, не набравшие проходного балла, из тех регионов, которые не имеют ни одного представителя на заключительном этапе Олимпиады. Данная квота распространяется только на победителей, набравших на региональном этапе не менее 50% от максимально возможных баллов.
3.14. В образовательной программе могут принять участие не более 10 школьников от одного субъекта Российской Федерации. В случае, если несколько школьников, показавших одинаковые высокие результаты, претендуют на попадание на образовательную программу, квота региона может быть изменена, в том числе квоты между учащимися разных классов.
3.15. Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 21 февраля 2024 года.
3.16. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы. Внесение изменений в список участников программы происходит до 21 марта.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа включает в себя теоретические и экспериментальные занятия по физике, контрольные и зачетные работы, лекции и мастер-классы от ведущих ученых и практикующих инженеров. В рамках программы также пройдут туры заключительного этапа олимпиады Максвелла.
По завершению программы ее участники смогут продолжить обучение дистанционно на платформе «Сириус.Курсы», участвовать в других проектах Образовательного центра «Сириус», стажировках, предлагаемых его технологическими партнерами.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда по территории Российской Федерации, пребывания и питания участников образовательной программы осуществляется за счёт средств Образовательного Фонда «Талант и успех».